Доска объявлений
Подписка на новости
Обратная связь

Интервью с Наталией Козловой, заместителем директора Музея Моды (Москва).
01.12.10

 Вышивки России. Традиции и современность.

Автор: Лазарева Екатерина, FashionEducation.ru 
С 20  по 25 октября, в рамках Volvo-Недели Моды в Москве, состоялась выставка «Вышивки России. Традиции и современность». Команде FashionEducation.ru удалось не только посмотреть на удивительные костюмы, которые были представлены на выставке, но и взять эксклюзивное интервью у заместителя директора Музея моды по международным, межрегиональным и общественным  связям, Наталии Козловой.
 
Уже второй сезон подряд Музей Моды совместно с Volvo-Неделей  Моды в Москве организуют выставки, посвященные истории костюма. В этом сезоне была представлена выставка «Вышивки России. Традиции и современность», которая не оставила равнодушным ни одного посетителя. На стендах  взгляд поражали  изделия, которые  были сделаны настолько мастерски и искусно, что их можно назвать шедеврами Русской моды. Зрители восхищались  старинной  одеждой  разных губерний, предметами  домашнего обихода, различными  аксессуарами, а также образцами   вышивок  России и народными  костюмами  ХIХ века, принадлежащими   Музею художественных тканей МГТУ, и частным коллекционерам: Татьяне Лопатиной, Сергею Глебушкину, Ольге Черниковой и другим. 
 
Подробнее о выставке нам рассказала сама Наталия Козлова.
 
«Одним из самых интересных моментов в выставке стало участие  народной   актрисы  России и коллекционера Надежды Бабкиной. Также на выставке представлены наряды из разных губерний России. Расскажу немного о некоторых.
 В коллекции  народных костюмов Кубанской губернии,  принадлежащей Ольге  Черниковой,  есть замечательные валенки.  Они сделаны  в ее мастерской по старинному рецепту.  Такие  носили раньше  крестьянки зимой, ведь  им нужна была надежная и теплая обувь.  Но эти валенки не только теплые, но и красивые. Русские  шедевры  украшены вышивкой, бисером и стеклярусом,  от них был в восторге сам  Валентин Юдашкин
Очень интересные праздничные  костюмы  II половины ХIХ века  привезла Татьяна Лопатина из Воронежской области.  Раньше  рубахи, в основном, вышивали красной нитью, а вот в Воронежской губернии использовали черную,  и получались необыкновенно красивые орнаменты, которые становились своего рода письменами.  В вышивках  был заложен глубокий смысл: там  таились символы счастья, строительства дома  и благополучия в нем, чтобы были дети, был достаток. 
Интересные костюмы выставил коллекционер Сергей Глебушкин. 
У каждого орнаментального  символа – своя роль, связанная  с традициями и обрядами.  Если  на  фартуке  изображены человечки, скорее всего, рукодельница мечтала о крепкой  семье.  А вот птица была  символом счастья и в тоже время  олицетворяла  женщину.  Поэтому у нас на Руси часто говорили «павушка», «лебедушка», «птица сизокрылая»…
Коллекционер Татьяна Лопатина мне рассказывала, что  на праздники женщины сначала выходили в светлых праздничных одеждах. А вот   когда должны были начаться пляски, девушки бежали домой и переодевались, потому что белые  рубахи с цветными  орнаментами  могли   запылиться и испачкаться, а стирать  их  было  сложно – нити линяли. 
 Для каждого случая были  рубахи, сарафаны или поневы, а так же платочки в руках. А вот большие  платки с орнаментами  часто связаны со  сватовством.  Девушка, согласная выйти замуж,   обязательно дарила будущей свекрови платок, который считался символом богатства и ее  мастерства. Платки  вышивали необыкновенными затейливыми узорами, это выглядело сказочно. Вышивали обычно  только зимой, когда заканчивались полевые работы.    Узоры  мастерицы брали часто из жизни: «снимали»   узоры  с замороженного  оконца.  Либо береза, покрытая изморозью,  становилась для них источником вдохновения.  Слушая сказки своих бабушек, девушки мысленно  перелетали в неведомые страны и  все это воплощали с чудных орнаментах.
Женщин  по костюму можно было определить совершенно точно: либо это молодуха,  девушка, которая только-только вышла замуж, либо это вдова, есть ли у нее дети, т.е. для каждого случая в своей жизни  у крестьянок  были определенные наряды с орнаментами. В этих костюмах действительно заключался смысл жизни, именно поэтому их  хранили  в сундуках, и одевали в определенные моменты (по праздникам, в церковь, на покос,  и т.д.).  Путешественники, которые приезжали в Россию, поражались  праздничным костюмам русских женщин. «Майн гот,  – восклицали они, -  это какие- то царицы, принцессы и королевы идут!». Но  когда им говорили, что это простые крестьянки  идут  в церковь, то иностранцы не могли в это поверить, настолько богат и красочен был деревенский костюм. 
Крестьянки  сами  вышивали головные уборы,  делали и  украшения:   ожерелья нанизывали  из бисера, бусинок, стекляруса,   обязательно вставляли маленькие  крестики и иконки, чтобы они защищали от сглаза. 
В нашей стране вышивка на  костюме очень долго оставалась  важным орнаментальным элементом,  вплоть до середины ХХ века. На выставке этот период представил  коллекционер Александр Петлюра.  Затем об украшении костюмов надолго забыли. 
Вновь воссоздали вышивки  в своих модных творениях  Слава Зайцев и   Валентин Юдашкин.  Красоту русских орнаментов  можно  увидеть на платьях   «королевы северной столицы» Татьяны  Парфеновой  и  москвички  Дарьи Разумихиной. 
На выставке  представлены  шедевры Haute Couture русского мэтра - Валентина Юдашкина. Вышивки, воплощенные  в костюмах  из коллекции 2003 года «Путешествие из Петербурга в Москву»  - это колоссальная работа! Так же есть потрясающее платье, где  бисером вышиты Пушкинские строки, если взять лупу, то можно всё прочитать, представляете, насколько это тонкая работа!»
 
Выставка получилась очень красивой и интересной. Костюмы удивляли своей красотой и мастерством. Было видно, как много сил и труда  русские мастера потратили на создание нарядов.  Но самый важный вывод  -  не потеряна преемственность! 
 
Интернет-портал Fashioneducation.ru благодарит Наталию Козлову за такой интересный рассказ и желает Музею Моды дальнейших успехов и развития
 





© 2010 Fashion Education
КОНТАКТЫ
РЕКЛАМА
© Fashion Education. При цитировании материалов - ссылка на www.FashionEducation.ru обязательна.