Доска объявлений
Подписка на новости
Обратная связь

Интервью Екатерины Земской, партнера, руководителя направления торговых центров Cushman & Wakefield.
27.12.12

"Торговая недвижимость: Итоги 2012. Прогнозы 2013".

Как будет развиваться сектор торговой недвижимости в 2013 году? Чем запомнился ритейлерам и управляющим компаниям торговых центров 2012 год - об этом мы поговорим с экспертами агентства Cushman & Wakefield.

1. Итоги 2012: общие тенденции. Какие самые яркие проекты года вы можете назвать?

2012 был очень интересным годом для рынка торговой недвижимости России. Можно с уверенность сказать, что рынок полностью вышел из кризиса. Это видно по количеству и, главное качеству, заявленных проектов. Так, в этом году заявлено или началось строительство таких мега - проектов как Columbus, Галактика Парк, Митино Парк, Славянка, МФК Водный, Авиапарк, Вегас Сити, Вегас III Кунцево. Нельзя не отметить такой знаковый проект как «Детский Мир», который в этом году получил новое развитие, также есть планы развития территории ВДНХ, метрополитен объявил о планах развития торговли около станций метро, РЖД планирует развивать цивилизованную торговлю на железнодорожных вокзалах и на принадлежащих ей участках в районе Малого кольца железной дороги. Вне Москвы 2012 год был таким же активным, как и 2011, качественные торговые центры строились во всех городах России от Петрозаводска до Владивостока. Знаковым событие стало открытие Оз Молла в Краснодаре (третий по размерам торговой площади в России, GLA 170 000 кв.м ), ТРК Аура в Сургуте (GLA 65 000 кв.м) и МореМолла в Сочи (GLA 80 000 кв.м).

О развитии рынка торговой недвижимости России говорит тот факт, что новые форматы торговой недвижимости стали появляться не только в Москве, где в этом году открылся первый аутлет-центр, но и в других городах. Так строительство аутлет-центров было заявлено в Санкт-Петербурге. Также, в Челябинске, наряду с Екатеринбургом, Пермью, Тюменью и некоторыми другими регионами, было анонсировано строительство первых в РФ ритейл-парков.

2. В чем основные проблемы рынка в России сейчас, на ваш взгляд? Например, относительно небольшое предложение со стороны девелоперов, так как в связи с кризисом многие проекты были заморожены? Или ситуация будет в ближайшие годы все же меняться?

Если оборот розничной торговли продолжит прирастать ежегодно на 5%, к концу 2013 года Россия станет крупнейшим потребительским рынком Европы, согласно данным отдела исследований Cushman & Wakefield в Москве. Однако в России продолжает наблюдаться нехватка качественных объектов торговой недвижимости в одних городах (например, во Владивостоке) и переизбыток в других (например, в Краснодаре). Тем не менее, качественные объекты торговой недвижимости постепенно замещают наследие советского и ранне-российского девелопмента, и рынок торговой недвижимости интенсивно развивается за счет нового строительства. При этом международные и федеральные ритейлеры, которые уже присутствуют в России, выходят в новые регионы, предпочитая качество объекта, его расположению. Активное развитие ритейлеров часто ограничено нехваткой качественных предложений.

3. Рынок крупных городов-миллионников (Екатеринбург, Самара, Новосибирск) - какие города, на ваш взгляд, являются сейчас перспективными для роста с точки зрения и девелоперов, и арендаторов?

Согласно исследованию Cushman & Wakefield «Торговая недвижимость России», лидером по количеству торговых площадей на 1000 жителей второй год подряд остается Краснодар (763 кв.м на 1000 жителей). Однако мы оцениваем дальнейший потенциал этого города как умеренный, поскольку после ввода большого числа масштабных проектов на местном рынке наблюдается перенасыщение предложения при отсутствии предпосылок для появления активного спроса. На втором месте по объемам ввода торговых площадей находится Самара (442 кв.м на 1000 жителей). Примерно столько же площадей было введено в Санкт-Петербурге (437 жителей на 1000 кв.м). Активно застраивается Иркутск (2 ТРЦ на стадии строительства), Тула (4 ТРЦ на стадии строительства). Также, большим потенциалом обладают Тюмень и Кемерово, где наблюдается дефицит качественных площадей при стабильном платежеспособном спросе. 

Самый низкий объем ввода торговых площадей из всех городов-миллионников наблюдался в Казани, где, согласно отчету, в 2012 году было построено порядка 8 000 кв.м. Также, в Челябинске после высокой активности 2011 г, в течение которого было построено три качественных торговых объекта общей площадью GLA 150 500 кв. м, наступило затишье и новых проектов не заявлено. Городом с самым низким потенциалом для строительства новых объектов аналитики Cushman & Wakefield признали Тольятти, где на сегодня нет новых торговых центров даже на «бумажной» стадии. Причина столь низкой активности в нестабильной экономической ситуации в регионе и низкой платежеспособности населения. 

Очевидно, что рынки торговой недвижимости городов, активно развивавшихся последние два года, вышли на уровень насыщения и замедление роста и в ближайшие несколько лет, «майка лидера» по объему строительства перейдет в города Сибири и Дальнего Востока

4. Чего еще не хватает росс.рынку fashion-ритейла и торговой недвижимости, по сравнению с развитыми рынками других стран? 

Новых интересных брендов, качественных торговых операторов крупного формата и нестандартных концепций торговых центров. Зачастую посетители жалуются, что все ТРЦ похожи друг на друга. В этой связи девелоперы все чаще делают акцент на развлекательную составляющую, включающую в себя не только многозальный кинотеатр и развлекательный центр, но и разнообразное предложение со стороны качественных ресторанных концепций.  

5. Что такое "качественный торговый центр", как бы вы его определили? На что должны сделать упор владельцы и девелоперы ТЦ, планируя новое строительство, или проводя ребрендинг существующего ТЦ? 

Качественный торговый центр характеризуется сфокусированностью на целевой аудитории, удобной транспортной доступностью и наличием достаточного количества парковочных мест, граммотными планировочными решениями, большим выбором международных и российских брендов, с акцентом на новых операторов, профессиональным управлением и конечно «изюминкой» ,которая отличает его от других центров.

Спасибо за интервью!  

© 2010 Fashion Education
КОНТАКТЫ
РЕКЛАМА
© Fashion Education. При цитировании материалов - ссылка на www.FashionEducation.ru обязательна.